Техническое описание и инструкция по эксплуатации

2101-4400.00.00 ТО

 

1.ВВЕДЕНИЕ

Настоящее техническое описание и инструкция по эксплуатации комплектов газобаллонной аппаратуры (далее комплекты ГБА) для легковых автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), содержит необходимые сведения по устройству, особенностям монтажа и эксплуатации данного комплекта и предназначено для водителей, знакомых с устройством и порядком эксплуатации базовых автомобилей.

Водители и обслуживающий персонал должны знать устройство газобаллонной аппаратуры, технику заправки автомобиля газом, соблюдать "Правила техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта" при эксплуатации, обслуживании и ремонте автомобиля, оснащенного комплектом газобаллонной аппаратуры. Водители должны пройти обучение по устройству аппаратуры, правилам эксплуатации и техники безопасности при эксплуатации газобаллонных автомобилей.

Ремонт и техническое обслуживание газобаллонной аппаратуры должны производиться специализированным предприятием с обслуживающим персоналом, прошедшим специальное обучение и имеющим удостоверение установленного образца.

Данное описание И инструкция по эксплуатации служат дополнением к руководству по эксплуатации на серийный автомобиль.

2.НАЗНАЧЕНИЕ

Газобаллонная аппаратура предназначена для использования на легковых и малотоннажных грузовых автомобилях (полной массой до 3,5 т) с двигателями с искровым зажиганием в качестве дополнительного оборудования, позволяющего использовать в качестве топлива "Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта" по ГОСТ 27578-87. Допускается использовать в качестве топлива "Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления" по ГОСТ 20448-90.

Газобаллонная аппаратура допускает эксплуатацию автомобиля в различных климатических, зонах при температурах окружающего воздуха от минус 40 град.С до плюс 45 град.С.

3.ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

3.1 При работе на газовом топливе удельный объемный расход газового топлива при движении со скоростью 90 км/час, максимальная скорость движения на горизонтальной дороге, время разгона автомобиля с места до скорости 100 км/час, максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем без разгона могут ухудшаться не более, чем на 7% по сравнению с аналогичными показателями при работе автомобиля на бензине.

3.2 При работе на бензине показатели топливной экономичности и максимальной скорости должны удовлетворять требованиям технических условий завода-изготовителя на соответствующую модель автомобиля.

3.3 Токсичность отработавших газов должна удовлетворять требованиям ГОСТ 17.2.2.03-87 и ОСТ 37.001.054-86

3.4 Средняя наработка (пробег) до отказа и средняя наработка на отказ не менее 10 000 км.

3.5 Срок службы газобаллонной аппаратуры, установленной на автомобиле, не менее 10 лет.

3.6 Гарантийный срок службы 1 год или 10 000 км пробега автомобиля.

3.7 Срок службы резино-технических изделий - не менее 30 тыс. км (или не менее 2-х лет).

3.8 Масса аппаратуры (без баллона и его крепления) -не более 8 кг;

3.9 Масса баллонов:

- баллона АГ-50 - не более 22 кг;

- баллона АГ-65 - не более 25 кг;

- баллона АГГ-76 - не более 40 кг;

- баллона АГГ-90 - не более 47 кг;

- баллона АГГ-103 - не более 54,5 кг;

3.10 Масса крепления баллонов:

- АГ-50 - не более 1,2 кг;

- АГ-65 - не более 3,5 кг;

- АГГ-76; АГГ-90 и АГГ-103 - не более 10 кг.

4. СОСТАВ КОМПЛЕКТА

В состав комплекта входят следующие элементы:

-баллон автомобильный газовый................ 1 шт.;

-блок арматуры на баллон..................... 1 шт.;

-система вентиляции блока арматуры на баллон. 1 шт.;

-устройство заправочное выносное ............ 1 шт.;

-редуктор-испаритель......................... 1 шт.;

-клапан электромагнитный газовый с фильтром.. 1 шт.;

-клапан электромагнитный бензиновый.......... 1 шт.;

-смеситель газа.............................. 1 шт.;

-тройник подвода газа ....................... 1 шт.;

-экономайзер ................................ 1 шт.;

переключатель вида топлива................... 1 шт.

- в зависимости от комплектации;

- при наличии в составе редуктора-испарителя.

В комплект аппаратуры входят также комплект трубопроводов, комплект рукавов, ложементы (или кронштейны) крепления баллонов, комплект электропроводов, комплект металлоизделий монтажных с крепежом.

За дополнительную плату может поставляться и имеется в розничной продаже ремонтный комплект быстроизнашивающихся деталей ГБА, в который входят комплект мембран и клапанов редуктора-испарителя, комплект резиновых колец для редуктора-испарителя, газового и бензинового клапанов, блока арматуры и устройства заправочного выносного (комплект РТИ). Кроме этого, в ремонтный комплект входят запасные двухконусные муфты и гайки для подсоединения трубопроводов высокого давления.

5.УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ КОМПЛЕКТА ГБА И ЕГО СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ

Рисунки приведены в Приложении А.

Газобаллонное оборудование может быть представлено в различной комплектации. На рис. 1 приведена схема принципиальная комбинированная установки газобаллонной аппаратуры (ГБА) на легковых и малотоннажных грузовых автомобилях.

Принцип работы ГБА состоит в следующем.

Сжиженный нефтяной газ хранится в газовом баллоне 1, который заправляется газом через заправочное выносное устройство 2 (для легковых автомобилей - рис. 1.2) или через встроенное заправочное устройство 3 в блоке арматуры 4 (рис. 1.1). Блок арматуры крепится к фланцу, расположенному на обечайке баллона (для легковых автомобилей блок арматуры с системой вентиляции 5 крепится к фланцу - рис. 1.2). От блока арматуры газ поступает по газопроводу в подкапотное пространство к клапану электромагнитному газовому 6 и затем по газопроводу к редуктору-испарителю 7. В редукторе-испарителе происходит снижение давления газа до величины, близкой к атмосферному давлению. Для подогрева и испарения газа редуктор-испаритель подключен рукавами к системе охлаждения двигателя. Редуктор-испаритель может быть оборудован экономайзером 8, обеспечивающим обогащение газовоздушной смеси при полностью открытой дроссельной заслонке карбюратора. Затем газ по рукаву поступает через тройник подвода газа (при наличии) (рис. 1.3) в смеситель газа 9, где происходит подготовка рабочей смеси для цилиндров двигателя. Для перекрытия подачи бензина во время работы двигателя на газовом топливе в бензопровод между бензонасосом и карбюратором устанавливается электромагнитный клапан бензиновый 11. В кабине водителя установлен переключатель вида топлива 12.

Особенности установки ГБА на различных автомобилях приведены на рис. 2.1 (АЗЛК-2140; 412), рис. 2.2 (ВАЗ-2101...2107). рис. 2.3 (ГАЗ-2410).

5.1 Устройство заправочное выносное (ВЗУ).

ВЗУ (рис. 12) предназначено для присоединения заправочного устройства газонаполнительной станции и заправки баллона газом.

ВЗУ состоит из корпуса 1, который закрывается прокладкой 2 и заглушкой 3. В корпусе расположен обратный клапан, состоящий из шарика 4 и уплотнительного кольца 5. Обратный клапан препятствует выбросу газа из системы при отсоединении заправочного устройства газонаполнительной станции. В корпус завернут штуцер 6 с уплотнительным кольцом 7. Гайка 8 крепит выносное заправочное устройство к кронштейну 9.

При заправке баллона сжиженным нефтяным газом заправочный штуцер газонаполнительной станции закрепляется за выступ корпуса 1 заправочного устройства при предварительно отвернутой заглушке 3. Газ, проходя через заправочное устройство, отжимает шарик 4 обратного клапана и беспрепятственно поступает в баллон. При отсоединении заправочного штуцера потоком выходящего газа шарик обратного клапана прижимается к уплотнительному кольцу и запирает заправочный канал.

5.2 Блок арматуры на баллон (БА).

БА устанавливается на горловину баллона и служит его запорным устройством, при этом баллон в сборе с БА устанавливается на автомобиле таким образом, чтобы угол поворота горловины баллона от горизонтального положения составлял 20 град. вверх. Это обеспечивает отсечку заправки газом при S0% заполнения баллона жидкой фазой газа.

Принципиальные схемы возможных вариантов исполнения БА показаны на рис. 3.

БА предназначен для заполнения сжиженным нефтяным газом газового баллона и автоматического прекращения заправки при его заполнении; визуального контроля за уровнем газа в баллоне; обеспечения подачи газа на клапан газовый электромагнитный; ограничения расхода газа при обрыве трубопровода; сброса давления газа при превышении давления в баллоне выше установленного предельного значения (при наличии предохранительного клапана).

БА могут быть выполнены с встроенным заправочным устройством или с входным заправочным штуцером, если в состав аппаратуры входит ВЗУ. Для баллонов объемом свыше 50 л БА дополнительно оборудованы предохранительным клапаном. Для баллонов объемом до 50 л вместо предохранительного клапана устанавливается технологическая заглушка.

БА состоит из корпуса 1, в котором расположены следующие элементы:

- заправочный штуцер 2 или встроенное заправочное устройство с установленным в нем обратным клапаном 3, предотвращающим выброс газа из баллона при отсоединении заправочной струбцины;

- заправочный вентиль 4, перекрывающий поступление газа в баллон;

- расходный вентиль жидкой фазы 5;

- предохранительный клапан б или технологическая заглушка. Предохранительный клапан служит для сброса давления газа из баллона при превышении давления внутри баллона более 1,65 МПа;

- механизм ограничения уровня заправляемого в баллон газа, который включает в себя поплавок 7, закрепленный на рычаге 11, второй конец которого крепится на подвижном запорном диске 12 в корпусе блока арматуры. Запорный диск может перемещаться вдоль своей оси и вокруг оси вместе с рычагом поплавка. На запорном диске имеется штифт 13, обращенный в сторону неподвижного диска 14, закрепленного в корпусе блока арматуры при помощи двух винтов М4. В неподвижном диске имеются отверстия для выхода газа. При заправке баллона газом, за счет давления газа, создается усилие, прижимающее подвижный диск к неподвижному таким образом, что между этими дисками остается достаточный для прохождения газа зазор за счет упора штифта в неподвижный диск. По мере заполнения газом баллона подвижный диск проворачивается вокруг своей оси за .счет всплытия поплавка и штифт приближается к одному из отверстий в неподвижном диске. При достижении заданного уровня жидкой фазы газа в баллоне (80Х от полного объема баллона) штифт проваливается в отверстие и подвижный диск прижимается к неподвижному, прекращая поступление газа в баллон. После закрытия заправочного вентиля давление на подвижный диск снимается и подвижный диск возвращается в исходное положение.

Примечание: при полностью прижатом к неподвижному диску подвижном диске допускается поступление газа в баллон со скоростью не более 0,5 л/мин, (по жидкости);

- указатель уровня заполнения баллона газом 8, выполненный в виде стрелки с закрепленным в ней постоянным магнитом. На торце подвижного диска, обращенного в сторону, противоположную неподвижному диску, также установлен постоянный магнит, приводящий в действие магнит стрелки. Стрелка 15 находится на наружной стороне корпуса блока арматуры и закрыта прозрачной крышкой 16;

- топливоотборная трубка 9 с сетчатым фильтром;

- расходный штуцер 10 со скоростным клапаном, ограничивающим выход газа из баллона при аварийном обрыве трубопровода.

5.3 Система вентиляции блока арматуры (отдельно не показана;.

Система вентиляции выполнена из прочного корпуса и прозрачной пластмассовой крышки (для легковых автомобилей.). В нее также входят гибкие вентиляционные шланги и два фланца.

При закрытой крышке система полностью исключает попадание газа в салон автомобиля при нарушении герметичности элементов блока арматуры.

Для грузовых автомобилей система вентиляции выполнена в виде цилиндра, приваренного к корпусу баллона. Имеет съемную стальную крышку.

5.4 Баллон автомобильный газовый с блоком арматуры. Газовый баллон (рис. 4) предназначен для хранения запаса сжиженного нефтяного газа на автомобиле и установлен в багажнике (для легковых автомобилей) и на раме автомобиля (для малотоннажных грузовых автомобилей). Основные параметры и размеры баллонов для соответствующих модификаций автомобилей приведены в таблице на рис. 4. Особенности крепления баллона в сборе с блоком арматуры и системой вентиляции на автомобиле приведены на рис. 4.1-4.3.

Баллон рассчитан на рабочее давление 1,6 МПа и должен периодически проходить переосвидетельствование в соответствии с правилами Госгортехнадзора. Баллон подвергается соответствующим испытаниям и клеймению на заводе-изготовителе. На табличке должно быть указано время первого и последующего освидетельствования. Баллоны стальные сварные подвергаются переосвидетельствованию один раз в два года на специализированных предприятиях (АО НЗГА, АГНС).

КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещается эксплуатация автомобиля с истекшим сроком освидетельствования баллона.

5.5 Редуктор-испаритель.

5.5.1 Редуктор-испаритель (рис. 5) предназначен для испарения жидкой фазы сжиженного нефтяного газа и автоматического снижения и поддержания установленного давления газа на всех режимах работы двигателя, подачи газа на режимах холостого хода и запуска, а также для прекращения подачи газа при неработающем двигателе.

5.5.2 Редуктор-испаритель двухступенчатый рычажно-мембранного типа. Каждая из ступеней имеет клапан (1 - клапан первой ступени и 4 - клапан второй ступени), мембрану (2 - мембрана первой ступени и 5 - мембрана второй ступени) и рычаг (3 - рычаг первой ступени и 6 - рычаг второй ступени), шарнирно связывающий клапан о мембраной. Вторая ступень редуктора имеет винт регулировочный 7 и пружину 8. Редуктор имеет разгрузочное устройство, состоящее из пружины и мембраны, которое служит для предотвращения выхода газа из редуктора при неработающем двигателе. Редуктор-испаритель оборудован водяными патрубками 18 и сливным; краником 25.

Редуктор-испаритель оборудован электромагнитом пусковым 10, экономайзерным устройством (далее - экономайзер) для двигателей объемом свыше 2,5 л, и устройством холостого хода. Электромагнит пусковой обеспечивает обогащение смеси при пуске двигателя, экономайзер обогащает смесь на больших нагрузках. Устройство холостого хода состоит из клапана холостого хода 20, корпуса клапана холостого хода 23, винта регулировочного холостого хода 21, пружины клапана холостого хода 22, крышки вакуумного устройства холостого хода 24, диафрагмы вакуумного устройства холостого хода 19.

Экономайзерное устройство (далее по тексту - экономайзер) предназначено для автоматического регулирования количества газа, подаваемого в систему питания двигателя. Экономайзер установлен вместо выходного патрубка редуктора.

Экономайзер состоит из корпуса 11, винта регулировочного 12, заслонки (винта) 13, диафрагмы 14, вакуумного штуцера 15, пружины 16 и хвостовика 17.

Редуктор-испаритель имеет следующие полости:

- полость "А" - полость первой ступени редуктора;

- полость "Б" - полость второй ступени редуктора;

- полость "В" - вакуумная полость разгрузочного устройства;

- полость "Г" - вакуумная полость экономайзера;

- полость "Д" - полость подогрева;

- полость "Е" - вакуумная полость устройства холостого хода.

5.5.3 Работа редуктора-испарителя.

При включении зажигания с положением переключателя вида топлива "ГАЗ" на обмотку катушки газового клапана подается питание, клапан открывается и жидкая фаза газа заполняет полость I ступени "А". Давление в полостях "Б", "В", "Г" и "Е" равно атмосферному, там находится воздух.

При вращении двигателя стартером в этих полостях создается разрежение, равное разрежению во впускном коллекторе двигателя. При этом под действием разрежения втягиваются мембраны холостого хода и экономайзера, открывается клапан холостого хода и количество газа, отрегулированное винтом холостого хода, под избыточным давлением поступает в полость "Б" и далее в карбюратор через смеситель газа. При этом заслонка экономайзера находится в максимально закрытом состоянии (зазор регулируется винтом на крышке экономайзера). В результате двигатель запускается и начинает работать в режиме х/хода. В случае необходимости (при попытке завести двигатель он не запускается с двух попыток) нажимают на кнопку переключателя вида топлива в течение не более 2-5 с. При этом шток пускового электромагнита нажимает на мембрану II ступени, клапан II ступени открывается, и в двигатель поступает дополнительная порция газа.

При нажатии на педаль акселератора разрежение во впускном коллекторе уменьшается по мере открытия дроссельных заслонок, при этом пружины возвращают мембраны холостого хода и экономайзера в исходное состояние. Подача газа через систему холостого хода прекращается, а экономайзер постепенно открывается по мере падения разрежения (полностью экономайзер открывается при полном открытии дроссельной заслонки). В работу вступает мембрана II ступени, т.к. при нажатии на педаль акселератора начинает подаваться разрежение в полость "В", мембрана разгрузочного устройства втягивается и освобождает рычаг II ступени, а клапан II ступени открывается. При этом газ в уже испаренном состоянии (паровая фаза газа) из полости "А" попадает в полость "Б" и далее попадает в двигатель под действием разрежения в карбюраторе. Количество газа на нагрузочных и переходных режимах работы двигателя регулируется при помощи регулировочного винта II ступени, который воздействует через пружину на рычаг II ступени.

5.6 Клапан электромагнитный газовый о фильтром.

Клапан электромагнитный газовый с фильтром (рис. 6) предназначен для перекрытия подачи газа при работе двигателя на бензине и при выключении зажигания, частичной фильтрации газа и управляется от переключателя вида топлива.

Клапан состоит из соленоида 1 с якорем 6, расположенного на корпусе 2, фильтра 3, расположенного внутри стакана 4, стержня 5 и уплотнительных колец 7, 8 и 9.

При подаче напряжения на обмотку соленоида 1 якорь 6 перемещается, открывая доступ газа к редуктору: Газ от блока арматуры через стержень 5, фильтр 3 поступает по трубопроводу к входному штуцеру редуктора-испарителя.

5.7 Клапан электромагнитный бензиновый.

Клапан электромагнитный бензиновый (рис. 7) предназначен для перекрытия подачи бензина при работе двигателя на газе и при выключении зажигания и управляется от переключателя вида топлива.

Клапан состоит из соленоида 1 и корпуса 3, в котором выполнены входной и выходной штуцеры. Уплотнение втулки соленоида с корпусом осуществляется резиновым кольцом 5.

При работе на бензине срабатывает электромагнит, обеспечивая подачу бензина от бензонасоса к карбюратору. В случае необходимости (при неисправном соленоиде электромагнитного клапана, неисправном переключателе - невозможности открытия клапана электрическим путем) в конструкции клапана предусмотрено дополнительное механическое открытие запорного элемента 2 с помощью ручного привода управления с индексацией: "3" - закрыта магистраль бензина; "О" - открыта.

5.8 Смеситель газа.

Смеситель газа (рис. 8.1; 8. 2; 8.3; 8.4) предназначен для подвода газового топлива, поступающего из редуктора-испарителя, во впускную систему двигателя и приготовления топливовоздушной смеси на различных режимах работы двигателя.

Смеситель выполнен в виде проставки и устанавливается между корпусом дроссельных, заслонок и корпусом поплавковой камеры вместо термоизоляционной прокладки.

В зависимости от модели карбюратора применяются различные по конструкции смесители (для легковых автомобилей с карбюраторами типа "Озон" устанавливаются смесители - рис. 8.1, с карбюратором типа "Солекс" - рис. 8.2, для легковых и малотоннажных автомобилей с карбюратором К-151 - рис. 8.3. Для карбюратора К-126Г устанавливаются сменные диффузоры и штуцеры - рис. 8.4.

Смесители состоят на корпуса 1, патрубка 2, прокладок 3 и 4.

Для карбюратора К-126Г (рис. 8.4) смеситель состоит из сменных диффузоров 1, штуцеров 2, контргаек 3.

5.9 Переключатель вида топлива.

Переключатель (рис. 9) предназначен для перевода двигателя с одного вида топлива на другой с места водителя без остановки двигателя.

Переключатель имеет три фиксированных положения:

- Т", при котором электропитание подается на электромагнитный газовый клапан;

- нейтраль (не маркировано), при котором питание не подается и оба клапана закрыты;

- "Б" - питание подается на бензиновый клапан.

Переключатель состоит из корпуса 1. задней крышки 2, переключателя 3 (Тб), кнопки 4 (Кн), предохранителя 5 (Пр), штырьевых контактов 6.

5.10 Тройник подвода газа.

Тройник подвода газа (рис. 10) предназначен для раздельной подачи газа от редуктора-испарителя на смеситель газа. имеющий отдельные каналы для первичной и вторичной камер карбюратора (для смесителей рис. 8.1 и рис. 8.4) и ограничения максимальной подачи газа по камерам карбюратора.

Тройник подвода газа состоит из корпуса 1, регулировочных винтов 2 и пружин 3, препятствующих самоотворачиванию регулировочных винтов. Тройник может быть изготовлен как из металла, так и из пластмассы.

6.РАЗМЕЩЕНИЕ И МОНТАЖ КОМПЛЕКТА ГБА

Монтаж узлов комплекта ГБА для легковых и малотоннажных грузовых автомобилей производится в соответствии с монтажным чертежом и инструкцией по монтажу на каждую модификацию автомобиля.

Особенности монтажа для разных моделей автомобилей приведены на монтажных схемах (рис. 2.1 - 2.3).

Пункт для проведения работ по установке комплекта ГБА должен быть оборудован в соответствии с "Правилами по охране труда на автомобильном транспорте" и иметь лицензию на проведение указанных работ.

По окончании работ выдается акт установленной формы.

6.1 Подготовка к монтажу.

Автомобиль, поступивший на переоборудование для работы на сжиженном нефтяном газе, должен быть технически исправным л пройти очередное техническое обслуживание в объеме ТО-2.

Перед монтажом необходимо проверить комплектность ГБА по перечню, имеющемуся в формуляре, и отсутствие механических повреждений на узлах и деталях ГЬА наружным осмотром (вмятины на баллоне не допускаются).

Затем необходимо проверить данные таблички на баллоне Если с момента выпуска или освидетельствования баллона прошло более 2-х лет, баллон перед монтажом необходимо переосвидетельствовать.

Собрать баллон с системой вентиляции и блоком арматуры.

6.2 Монтаж комплекта ГБА включает в себя работы:

- в моторном отсеке;

- в кабине водителя;

- на раме автомобиля (для малотоннажных грузовых автомобилей);

- в багажнике автомобиля (для легковых автомобилей).

6.2.1 В моторном отсеке производится установка следующего оборудования:

- редуктора-испарителя;

- электромагнитного газового клапана;

- электромагнитного бензинового клапана;

- тройника подвода газа;

— смесителя

В бензиновую магистраль между бензонасосом и карбюратором устанавливается электромагнитный бензиновый клапан Установку клапана желательно осуществлять как можно ближе к карбюратору, что дает возможность быстрого перевода работы двигателя с бензина на газ_

Редуктор-испаритель устанавливается таким образом, чтобы сливной краник находился внизу, а полость обогрева редуктора находилась не выше верхнего бачка радиатора при этом рукава обогрева должны быть проложены таким образом, чтобы не препятствовать полному сливу охлаждающей жидкости из системы охлаждения.

В зависимости от марки автомобиля рукава вакуумного привода редуктора-испарителя подключают следующим образом:

- для автомобилей, имеющих вакуум-корректор прерывателя, вакуумные рукава привода холостого хода и экономайзера (при наличии экономайзера) подключают через тройник к ниппелю, установленному на впускной коллектор в процессе монтажа, рукав привода разгрузочного устройства подключают через тройник к рукаву, идущему от карбюратора к прерывателю (карбюраторы Озон" без ЭПХХ. К-126Г, "Солекс");

- для автомобилей, имеющих систему ЭПХХ, все вакуумные рукава подключают через тройники к рукаву, идущему от электропневмоклапана на вакуумную полость ЭПХХ карбюратора (карбюраторы "Озон" с ЭПХХ, К-151).

Электромагнитный газовый клапан устанавливается таким образом, чтобы имелся свободный доступ к фильтрующему элементу (для удобства обслуживания).

6.2.2 В кабине водителя производится установка переключателя вида топлива.

6.2.3 На раме (для малотоннажных грузовых автомобилей) и в багажнике автомобиля (для легковых автомобилей) производится установка баллона с арматурой (и системой вентиляции для легковых автомобилей) и соединительными трубопроводами от блока арматуры к газовому клапану и к заправочному устройству (при наличии).

6.2.4 Газовое оборудование для малотоннажных грузовых автомобилей соединяется медными трубопроводами наружным диаметром 8 мм и толщиной стенки 1 мм, а для легковых автомобилей - медными трубопроводами диаметром 8 или б мм и толщиной стенки 1 мм (в зависимости от исполнения). Присоединение газопроводов к узлам аппаратуры осуществляется при помощи гайки (упорной или накидной) и двухконусной муфты (см. рис. 11). Такое соединение допускает многократную разборку, но при затяжке таких соединений необходимо избегать чрезмерных усилий. Трубопроводы закрепляются на кузове автомобиля специальными скобами с интервалом не более 800 мм. На концах трубопроводов в местах, оговоренных монтажной схемой, выполняются компенсационные петли (трубопровод изгибают на 360 град. диаметром 50...70 мм.

Трубопроводы прокладываются перед монтажом баллона после установки на днище автомобиля фланцев системы вентиляции и кронштейнов крепления баллона.

6.2.5 Резиновые рукава применяются на газовой магистрали низкого давления (редуктор-испаритель - тройник подвода газа - смеситель); на бензиновой магистрали между электромагнитным клапаном бензиновым и карбюратором; на магистрали обогрева редуктора-испарителя для подвода охлаждающей жидкости от системы охлаждения двигателя; на магистрали подвода разрежения от двигателя на вакуумные полости разгрузочного устройства, экономайзера и устройства холостого хода редуктора-испарителя.

Рукава прокладываются в соответствии с монтажной схемой таким образом, чтобы не допустить их повреждения тепловым воздействием выпускного коллектора двигателя, пережимов, не затруднить доступ к двигателю для обслуживания агрегатов.

Герметичность соединения рукавов с патрубками обеспечивается хомутами.

Перед установкой рукавов обогрева редуктора рекомендуется слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя.

6.2.6 Монтаж комплекта электропроводов осуществляется в соответствии с принципиальной комбинированной схемой (рис. 1). Провода прокладываются рядом с уже имеющейся проводкой и крепятся к ней изолентой с интервалом не более 500 мм.

Не допускается прокладка проводов по трубопроводам газа и бензина и вблизи теплового воздействия выпускного коллектора двигателя.

7.0ПРЕССОВКА ГАЗОБАЛЛОННОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ

После монтажа газовой аппаратуры необходимо проверить герметичность газобаллонной системы сжатым воздухом или инертным газом под давлением 1,6 МПа.

7.1. Подготовка к проведению опрессовки.

7.1.1 Установить автомобиль на рабочее место для проведения испытаний. Автомобиль должен быть надежно застопорен от перемещений (включен стояночный тормоз, подложены колодки под колеса). Зажигание должно быть выключено.

7.1.2 Произвести осмотр газовой аппаратуры и соединений трубопроводов и шлангов, убедившись в их исправности. Проверить легкость открытия заправочного и расходного вентилей блока арматуры. Закрыть вентили.

7.2 Проведение опрессовки.

7.2.1 Подсоединить к заправочному штуцеру шланг подачи воздуха.

7.2.2 Подать сжатый воздух (инертный газ) давлением 1,6 МПа (16 кгс/см2) и проверить герметичность заправочной ветви газопровода обмыливанием соединений трубопровода с заправочным устройством и блоком арматуры. Обмылить заправочный вентиль блока арматуры.

7.2.3 Открыть заправочный вентиль и произвести наполнение газового баллона сжатым воздухом (инертным газом) до давления 1,6 МПа.

7.2.4 Проверить обмыливанием внешнюю герметичность вентилей блока арматуры и стыкового соединения блока арматуры с фланцем баллона.

7.2.5 ПЛАВНО (с целью предотвращения срабатывания скоростного клапана блока арматуры) открыть расходный вентиль блока арматуры и проверить обмыливанием соединения расходного трубопровода с блоком арматуры и электромагнитным газовым клапаном, внешнюю герметичность расходного вентиля и соединений корпуса клапана со стаканом фильтра и стакана со стержнем.

7.2.6 Включить зажигание и установить переключатель вида топлива в положение "Г".

7.2.7 Проверить обмыливанием герметичность соединений трубопровода от газового клапана к редуктору-испарителю и внешнюю герметичность газового клапана и редуктора-испарителя .

7.2.8 Выключить зажигание.

7.2.9 Выпустить воздух (инертный газ) из системы через технологическую заглушку (предохранительный клапан) блока арматуры. В случае сброса давления через предохранительный клапан в штоке клапана имеется специальное отверстие. В отверстие вставляется штырь и клапан принудительно открывается.

7.3 Сделать отметку в акте об испытании газовой системы питания.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ. Во всех случаях обнаружения утечек необходимо сначала сбросить давление на проверяемом узле до нулевого значения и только после этого устранять причину не герметичности.

8.ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Для безотказной работы газобаллонного оборудования необходимо регулярно проводить технические осмотры, обслуживание и своевременный ремонт газобаллонной аппаратуры, который должен проводиться на специализированных постах или станциях технического обслуживания.

8.1.ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

8.1.1 Эксплуатация комплекта ГБА, работающего под давлением 1,6 МПа (16 кгс/см2) должна осуществляться в соответствии с требованиями настоящей инструкции.

8.1.2 Следует обращать особое внимание на герметичность всех соединений трубопроводов, клапанов, редуктора-испарителя и надежность крепления газового баллона.

8.1.3 Не допускается эксплуатация автомобиля на газовом топливе с истекшим сроком освидетельствования газового баллона.

Баллоны подлежат периодическому освидетельствованию в сроки, обусловленные "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением" (один раз в два года). Освидетельствование производится на специальных испытательных пунктах, имеющих разрешение местных органов Госгортехнадзора. Дата проверки и клеймо наносятся на табличке (пластине, расположенной на обечайке баллона).

8.1.4 В холодное время года при низких температурах воздуха (ниже 0 град.С) запрещается запуск холодного двигателя на газовом топливе (с целью предотвращения обмерзания редуктора-испарителя и повышенного износ цилиндров двигателя). Для перевода двигателя на газовое топливо необходимо прогреть двигатель на бензина до температуры охлаждающей жидкости (50..60) град.С.

8.1.5 Останавливать двигатель следует выключением зажигания. При длительных стоянках рекомендуется закрывать расходный вентиль на баллоне и вырабатывать газ из системы.

8.1.6 Нельзя допускать засорения фильтрующих элементов. Механические примеси могут повредить клапанные механизмы и при остановке газ может попадать в двигатель и в подкапотное пространство. Также возможно падение мощности двигателя вследствие уменьшения количества проходящего газа при увеличении сопротивления фильтра.

8.1.7 Расходный вентиль на баллоне следует открывать полностью во избежание торможения газа при прохождении через него.

8.1.8 Закрывать расходный вентиль следует в случая длительной стоянки автомобиля, а также в случае неисправности газовой системы. После закрытия расходного вентиля необходимо выработать газ из системы и затем, после остановки двигателя, выключить зажигание.

8.1.9 Не допускается одновременная подача двух видов топлива.

8 1.10 КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- работа двигателя на газе при неисправной газовой аппаратуре и при наличии утечек газа из системы;

- ставить автомобиль с неисправной газовой аппаратурой в закрытое помещение;

- запуск двигателя, въезд и выезд из гаража на газовом топливе;

- хранение автомобиля в гараже с открытыми вентилями блока арматуры;

- производить какой-либо ремонт, замену аппаратуры или основных агрегатов при наличии газа в системе питания;

- производить выпуск газа из баллона и из системы в помещении;

- производить проверку герметичности соединений открытым пламенем. Значительные утечки обнаруживайте я на слух, небольшие - мыльной пеной при смачивании соединений.

8.1.11 Перед проверкой или ремонтом приборов электрооборудования на автомобиле необходимо убедиться в отсутствии скопления газа под капотом двигателя (по нaличию характерного запаха).

8.1.12 Ремонт газовой аппаратуры следует производить только после выработки газа из системы, при закрытых вентилях на баллоне.

8.1.13 В случае возникновения на автомобиле пожара нeoбxoдимo немедленно выключить зажигание, закрыть расходный вентиль на баллоне и приступить к тушению горящего автомобиля огнетушителем, песком, одеждой или кошмой.

8.1.14 Газовая аппаратура автомобиля работает под избыточным давлением до 1,6 МПа (16 кгс/см2) и поэтому требует тщательного соблюдения правил техники безопасности. При утечках из газовой системы тяжелый газ, с трудом рассеивающийся в воздухе, особенно в закрытых

помещениях, скапливается внизу (к примеру, в смотровой аде) и может легко образовать взрывчатую смесь.

Основным требованием техники безопасности при зксплуатации автомобиля на сжиженном нефтяном газе является регулярная тщательная проверка герметичности газовой аппаратуры и немедленное устранение причин, вызывающих утечки. Значительные утечки газа обнаруживается на слух или по обмерзанию соединений, пропускающих газ. Небольшие утечки обнаруживаются с помощью мыльного раствора или машинного масла.

При затягивании или отвертывании болтов и гаек в газовых соединениях следует предварительно закрыть вентили баллона и выработать газ из системы для устранения избыточного давления.

Нужно быть осторожным с инструментом, не допускать появления искры при ударе.

8.1.15 Автомобиль должен быть укомплектован хладоновым или порошковым огнетушителем емкостью не менее 2 л.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ Пропан-бутановыи газ, выходя на воздух в виде жидкости, интенсивно испаряется и отнимает тепло от окружающей среды. Поэтому попадание струи сжиженного газа на тело человека может вызвать обморожение.

8.2. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ НА СЖИЖЕННОМ НЕФТЯНОМ ГАЗЕ

8.2.1 Пуск двигателя на газовом топливе. Перед пуском необходимо:

- осмотреть газовую аппаратуру и убедиться в ее исправности и герметичности;

- проверить по указателю уровня газа наличие топлива в баллоне;

- ПЛАВНО открыть расходный вентиль жидкой фазы на блоке арматуры баллона (или убедиться в том, что он открыт);

- убедиться, что переключатель вида топлива находится в положении Т;

- выдвинуть привод управления воздушной заслонкой карбюратора на 1/2... 3/4 хода (только при запуске холодного двигателя);

- включить зажигание;

- включить стартер и держать его включенным не более 10 секунд:

- если двигатель не запустился с первой попытки, следует повторить включение стартера, предварительно включив зажигание и нажав на кнопку переключателя 2 -3 раза в течение 1 - 2 с.

При пуске холодного двигателя при температурах окружающей среды ниже 0 град.С необходимо запускать двигатель на бензине. После прогрева охлаждающей Жидкости до температуры плюс 50-60 град.С перевести работу двигателя на газовое топливо (порядок перехода с одного вида топлива на другой см. п. 8.2.3).

8.2.2 Остановка двигателя.

Останавливать двигатель следует выключением зажигания. Перед длительной остановкой при отрицательной температуре окружающей среды газовый клапан необходимо отключить установкой переключателя в положение "Б". Выключать зажигание следует после устранения перебоев в работе двигателя вследствие переобогащения смеси.

Перед длительной стоянкой (более суток) следует при работающем двигателе закрыть расходный вентиль на блоке арматуры газового баллона и выработать газ из системы до остановки двигателя, затем выключить зажигание. В холодное время дополнительно следует перейти на работу двигателя на бензине.

8.2.3 Перевод двигателя с одного вида топлива на другой. Для перевода двигателя с бензина на газ необходимо:

- открыть расходный вентиль на блоке арматуры;

- запустить двигатель на бензине;

- установить переключатель вида топлива из положения "Б" в нейтральное положение;

- выработать бензин из поплавковой камеры карбюратора;

- при появлении перебоев в работе двигателя, перевести переключатель в положение Г".

Для перевода работающего двигателя с газа на бензин необходимо:

- поставить переключатель вида топлива в положение "Б";

- держать акселератором повышенные обороты двигателя до того момента, когда двигатель восстановит устойчивую работу (пропадет "троение" вследствие переобогащения смеси от работы на двух видах топлива).

8.2.4 Порядок наполнения баллона сжиженным газом, Остановить двигатель, выключив зажигание. Открыть багажник и капот. Снять крышку с корпуса системы вентиляции. Снять заглушку с заправочного штуцера ВЗУ (блока арматуры при отсутствии ВЗУ). Открыть заправочный вентиль на блоке арматуры. Присоединить наполнительный шланг к заправочному устройству ВЗУ и начать наполнение баллона. После срабатывания клапана ограничения заправки (слышимый щелчок) в блоке арматуры закрыть заправочный вентиль блока арматуры, перекрыть вентиль на наполнительном шланге (при его наличии) и отсоединить наполнительный шланг.

Установить заглушку на заправочное устройство ВЗУ (блока арматуры), установить на место крышку корпуса системы вентиляции. Во избежание срабатывания клапана ограничения расхода при заправке расходный вентиль блока арматуры держать закрытым. После заправки его следует открывать ПЛАВНО.

8.3.РЕГУЛИРОВКА И НАСТРОЙКА

8.3.1 Регулировка холостого хода.

Проверить и при необходимости отрегулировать двигатель при работе на холостом ходу на бензине. Проверить правильность установки угла опережения зажигания. Прогреть двигатель на бензине.

ПЛАВНО открыть расходный вентиль блока арматуры. Перевести двигатель на работу на газовом топливе (см. п.8.2.3).

После того, как двигатель заработал на газе, при первых признаках перебоев в работе, не давая ему заглохнуть, добиться максимально возможной частоты вращения; поворачиванием винта холостого хода редуктора в ту или другую сторону добиться минимально устойчивой частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Частота вращения на холостом ходу на газе должна быть в пределах (800...900) об/мин при содержании окиси углерода (СО) в отработавших газах двигателя в пределах (0,3...О,5)%.

8.3.2 Регулировка переходных режимов.

Приоткрыть дроссельную заслонку карбюратора. При наличии "провалов" в работе двигателя выворачивать или заворачивать регулировочный винт второй ступени до полного уничтожения характерного "провала". При наличии прибора положение регулировочного винта выбрать таким, чтобы при частоте вращения коленчатого вала (2700...3000) об/мин содержание окиси углерода (СО) составляло 0,2...0,3%.

8.3.3 Перепроверить регулировку холостого хода. При необходимости отрегулировать в соответствии с требованиями п. 8.3.1.

8.3.4. Если в системе питания имеется зкономайзерное устройство, регулировка работы двигателя на частичных нагрузках осуществляется регулировочным винтом экономайзера, расположенным на крышке экономайзера.

Регулировку максимальной подачи газа необходимо осуществлять винтами тройника подвода газа (винтом патрубка экономайзера - при наличии), исходя из наилучшей динамики разгона автомобиля. Положение винтов определяется путем их постепенного заворачивания с последующей проверкой в движении. После достижения эффекта "провала" при разгоне на 4-ой передаче при скорости 50 км/час регулировочный винт следует отвернуть на 1/4 оборота.

8.4.ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ГАЗОБАЛЛОННОЙ АППАРАТУРЫ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ.

Таблица 1

Неисправность

Причина

Порядок устранения

Газ не поступает в двигатель или поступает в недостаточном количестве

 

 

 

Неполное открытие расходного вентиля

Срабатывание коростного клапана

Засорение фильтрующих элементов

Засорение трубопроводов отложениями

 

Полностью открыть вентиль

Закрыть и затем плавно открыть вентиль

Очистить и промыть фильтры в клапане и в редукторе Продуть трубопроводы

 

  Залипание скоростного клапана в закрытом положении

Ремонт на пециализированном предприятии

Не работает газовый клапан

Проверить контакты, исправность эл.-магнитной катушки и якоря. При необходимости заменить

Не полностью ткрыт газовый клапан

Отвернуть электромагнит, проверить положение пружины и состоящие уплотнительного элемента якоря При необходимости заменить

Поступление газа в неработающий двигатель

Не герметичен клапан холостого хода или клапан II ступени в редукторе

Заменить неисправный клапан

Ухудшение пуска двигателя

 

Увеличилось давление в I ступени редуктора

Заменить клапан I ступени

Одновременная подача двух топлив

Проверить положение ручного привода бензинового клапана, герметичность клапанов в выключенном состоянии

Затруднен переход с холостого хода на нагрузку

 

Сбита регулировка давления II ступени редуктора.

Отрегулировать давление во II ступени редуктора

Негерметична разгрузочная мембрана редуктора

Заменить разгрузочную мембрану, проверить целостность вакуумных шлангов и отсутствие подсосов

Обмерзание редуктора

Низкий уровень охлаждающей жидкости двигателя Недостаточно прогрет двигатель

Долить охлаждающую жидкость в систему охлаждения двигателя. Прогреть двигатель на бензине

Повышенный расход газового топлива и уровень токсичности в отработавших газах

Разрегулировка экономайзера.

Засорение воздушного фильтра

Отрегулировать экономайзер (тройник подвода газа). Заменить воздушный фильтр

Появление запаха газа в кабине водителя, багажнике или под капотом

Неерметичность газовой системы

Выявить место и устранить неисправность.

Отсутствие подачи бензина в системе питания

Не срабатывает электромагнитный бензиновый клапан

Перевести рычажок на клапане бензиновом в положение "0"(открыто). При необходимости подкачать бензонасосом бензин и запустить двигатель

Отсутствие подачи топлива

Перегорел предохранитель

Заменить предохранитель

Неустойчивая работа на холостом коду или остановка двигателя после пуска

Нарушение регулировки холостого хода. Засорение каналов х/хода

Отрегулировать холостой ход. Прочистить каналы, вывернув регулировочный винт х/хода. Слить конденсат из редуктора

8.5.ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

8.5.1 Периодически, один раз в месяц, проверять герметичность системы обмыливанием соединений.

8.5.2 Периодически, один раз в месяц, проверять крепление редуктора газового, клапанов, баллона.

8.5.3 Заменить или промыть в бензине фильтрующий элемент газового фильтра через 10 тыс. км.

8.5.4 Рекомендуется заменять резино-технические изделия в системе через 30...40 тыс. км пробега автонобиля.

8.6.ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ, ОСНАЩЕННОГО ГАЗОБАЛЛОННОЙ АППАРАТУРОЙ

Хранение автомобиля, укомплектованного газобаллонной аппаратурой, допускается как на Открытых площадках, так и в помещениях (гаражах). Помещения по взрывопожарной и пожарной опасности должны соответствовать категории "В" требований Общесоюзных норм технологического проектирования "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности" ОНТП 24-86.

При хранении автомобиля на открытой площадке останавливать двигатель следует в порядке, указанном в п.8.2.2.

При хранении автомобиля в закрытом помещении необходимо соблюдать порядок въезда и выезда:

- перед въездом в гараж перекрыть расходный вентиль на блоке арматуры баллона, выработать газ из системы до появления перебоев в работе двигателя, запустить двигатель на бензине и все перемещения внутри гаража осуществлять только на бензине;

- при выезде из гаража запустить двигатель на бензине и переводить на газ только после выезда из помещения.

Внутри гаража запрещается открывать вентили баллона и запускать двигатель на газе.

Обозначение баллона
Высота, мм
Длина, мм
Объем полный, л
Объем полезный, л
Масса порожн., кг

Баллон АГ-50
2101-4434.100000

300

815

50

40

21

Баллон АГ-65
2101-4434.100.000-01

300
1023
65
52
25,5

Баллон АГ1-103
НЗ 119.00.00

375
1045
103
83
48

Сайт управляется системой uCoz