Click Here!
Get Sponsored by Russian Story

НЕ ПОНЮХАВ, НЕ САДИСЬ!

Изрядное количество автомашин, как грузовых, так и легковых, нынче работают на сжиженном углеводородном топливе - пропан-бутане. И это понятно, ведь данный вид горючего значительно дешевле традиционного бензина, что особенно актуально в условиях сегодняшней экономической ситуации.

По своим свойствам пропан не опаснее обычного бензина, особенно если выполнять все рекомендации, полученные от специалистов при установке газового оборудования. Но таков уж менталитет нашего человека: он хотя и знает о повышенной опасности в случае возникновения нештатной ситуации, однако, как правило, считает, что это его не коснется, а все происходит где-то там... ЧП, связанные с эксплуатацией автомобилей на газовом топливе, нет-нет да и случаются в нашем городе.

Примерно так и произошло в один из сентябрьских дней у владельца "шестерки", оборудованной газовой системой. Придя утром в свой гараж, расположенный в одном из массивов Фрунзенского района столицы, владелец вставил ключ зажигания в замок, повернул его и... По словам очевидцев, коих здесь в эти утренние часы было немало, страшной силы взрыв сотряс окрестности. Металлическая крыша гаража поднялась в воздух на несколько метров и была отброшена взрывной волной на приличное расстояние. Из развернутого гаража потянуло дымком.

Что же произошло? Как удалось выяснить прибывшим на место происшествия специалистам-пожарным, данный бокс хотя и был металлический, однако оборудован смотровой ямой. Автомобильная газовая система "шестерки" явно была негерметична, и всю ночь из нее происходила утечка пропан-бутана. Так как последний по своим физико-химическим свойствам тяжелее воздуха, он опускался вниз, скапливаясь в смотровой яме. К моменту запуска двигателя его концентрация достигла необходимого взрывоопасного уровня. А инициатором взрыва стала искра, которая неизбежно бывает при заводке двигателя.

По счастливой случайности владелец остался жив, хотя ранен и сильно напуган случившимся. Автомобиль получил повреждения. В данной ситуации металлическая крыша гаража сыграла роль легко сбрасываемой конструкции. Будь она из железобетона, исход этого ЧП мог бы быть иным.

Многие "газобаллонщики" часто жалуются на запах газа в салоне машины. Качество отечественной аппаратуры заставляет владельцев постоянно менять уплотнители и прокладки газовой системы. Однако многие из них в силу дороговизны ремкомплекта, а зачастую нехватки времени, а также пунктов обслуживания данных систем постепенно свыкаются с этой проблемой. Зачастую проезжающий по улице автомобиль оставляет за собой шлейф не очень приятного запаха, красноречиво говоря о таких горе-владельцах. Ну а если водитель еще и курит за рулем, то в такой ситуации это явный кандидат в поднебесную.

Дай Бог, чтобы ЧП произошло в отсутствие рядом людей (если, конечно, можно такое желать). Ну а если в центре города, в сплошном транспортном потоке и при скоплении пешеходов?..

6 августа этого года двое минчан перевозили в легковушке 50-литровый, под завязку заполненный пропаном баллон. На то, что в салоне все время стоял запах газа, не обращали внимания, думали, пахнет из-за того, что утечка происходила при заправке, и с открытой форточкой ехали дальше. Остановились на красный свет светофора на улице Немига. Решили закурить. Включили прикуриватель и... сразу же вспышка газовоздушной смеси. Мужчины пулей выскочили из машины, но, вспомнив об угрозе взрыва баллона, несмотря на огонь, охвативший салон машины, вытащили его в безопасное место. При этом 58-летний хозяин автомобиля получил ожоги кистей. Прибывшие бойцы пожарной службы отстояли у огня моторный и багажный отсеки авто.

Приведенные в этом материале два примера имели место только за последнее время. Однако, как свидетельствуют сводки пожарной службы, аналогичные случаи не единичны. А то, что упомянутые выше ЧП при обращении с газом закончились без человеческих жертв и других тяжких последствий, - просто случайность. Никто не даст никаких гарантий, что такие ситуации не будут повторяться. О возможных последствиях и говорить страшно. Поэтому нельзя бездействовать. Необходим комплекс мер, направленных на обязательное повторное прохождение всеми, кто эксплуатирует газовое оборудование, так называемого технического минимума. Основную роль в этом должны сыграть газовые службы и те должностные лица, которые ими руководят.

Не секрет, что многие автовладельцы установили газобаллонное оборудование кустарным способом, обойдя организации, имеющие на то право. Поэтому таких умельцев необходимо ставить на контроль. Осуществить это можно при прохождении технического осмотра в Госавтоинспекции, при заправке газом на автомобильных газонаполнительных станциях. Возможны и другие варианты. Ну и конечно через все средства массовой информации необходимо регулярно напоминать автовладельцам об опасности, которую таит в себе неграмотное и халатное обращение с газовым оборудованием, чтобы горький опыт одних стал предупреждением другим и помог предотвратить трагедии. Время не ждет.

Василий ГОМОЛКО.

Газета "Автобизнес - Weekly" N36 (132) 17 сентября 1998 г.

Сайт управляется системой uCoz