АВТОМОБИЛЬ, РАБОТАЮЩИЙ НА СЖАТОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ

Преимущества сжатого газа против сжиженного таковы.

Сжиженный нефтяной газ (СНГ) тяжелее воздуха в 1,5-2 раза и при утечке может скапливаться в помещениях, образуя с воздухом взрывоопасную смесь.

Сжатый природный газ (СПГ) легче воздуха в 1,6 раза и при утечках моментально улетучивается не создавая взрывоопасной смеси.

Нижний предел воспламенения СПГ - 5%, в то время как у сжиженного газа он составляет: у пропана - 2,4%, у бутана - 1,8%.

Таким образом, СПГ менее взрывоопасен. Чтобы случился взрыв, его должно накопиться в 2,5 раза больше, чем СНГ.

Приняты соответствующие меры безопасности на случай пожара. Предусмотрена новая конструкция баллонов, в которых хранится СПГ. Эти баллоны более прочные. Они не взрываются, поскольку содержат разрывную предохранительную мембрану (по температуре).

При работе на СПГ не нужно сливать периодически из редуктора маслянистый конденсат, имеющий крайне неприятный запах. Конденсат здесь просто не образуется.

В выбросах отработавших газов доля СО ниже, чем в выбросах СНГ, а содержание СН и того меньше - на 25%. Большую часть выбросов составляют безвредные водяные пары.

И еще, что немаловажно.

Заправленный сжатым газом автомобиль освобождает его водителя от излишне пристрастного экологического контроля со стороны представителей ГАИ и от связанной с этой процедурой потери времени, денег и нервов.

Научно-производственная фирма САГА - ее директор и главный конструктор Владимир Александрович Щербинин и АО "ИНКАР" разработали, внедрили в производство и уже наладили выпуск автомобильной газовой топливной системы "САГА-7" на сжатом природном газе-метане для установки на любые модели легковых автомобилей отечественного и иностранного производства (при рабочем объеме двигателя до 4 литров).

Эта система отличается исключительной простотой в эксплуатации, безопасностью, высокой надежностью и экономичностью.

В зависимости от марки автомобиля, геометрических и весовых характеристик баллонов на автомобиль могут устанавливаться 1-2-3 баллона. На рис. 31 показана газобаллонная установка, работающая на СПГ, состоящая из трех баллонов 1 высокого давления. Каждый баллон представляет металлический корпус, покрытый армирующим слоем из стеклопластика, что повышает прочность и уменьшает вес. Внутренняя поверхность имеет покрытие для защиты от коррозии. Баллоны крепятся с помощью кронштейнов и хомутов, предохраняющих их от перемещения и повреждений.

Запас газа в баллонах рассчитан на протяженность пути около 250 км.

Каждый баллон снабжен раздельным вентилем 2, который содержит скоростной клапан и разрывную (предохранительную) мембрану по температуре. Это предотвращает возможность разрыва. Вентиль имеет

дренажные каналы, по которым газ в случае утечки выводится через гибкие дренажные гофрированные шланги за пределы автомобиля. В шланг вмонтирован датчик 8, сигнализирующий от утечке газа.

Баллоны заправляют одновременно через заправочное устройство б, в котором имеются аналогичные дренажные каналы для отвода газа в случае его утечки. В корпусе заправочного устройства размещены фильтр на 20 МПа, заправочный вентиль и устройство блокировки запуска двигателя 20, если заправочный шланг автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС) не отсоединен от заправочного устройства системы.

Баллоны соединены между собой трубопроводами высокого давления, переходящими в газовую магистраль 3. Трубопроводы выполнены из нержавеющей стали с заводской развальцовкой. Их наружный диаметр 6 мм, внутренний 4 мм. Рассчитаны на рабочее давление 20 МПа. Гайки и ниппели "авиационной" конструкции.

На автомобиле установлен двухступенчатый редуктор-подогреватель низкого давления (РНД) 5 из комплекта САГА-6, применяемый на газобаллонных автомобилях при использовании сжиженного нефтяного газа (пропан-бутана). Для работы двигателя на сжатом газе в него вворачивается выполненная с необходимой точностью особая деталь - редуктор высокого давления (РВД) 9. Он понижает давление с 20 МПа до 0,5 - 1,2 МПа. Отличается высокой надежностью и малыми размерами. Изготавливается из латуни. Обогрев РВД осуществляется путем теплопередачи от РНД. Входной штуцер РВД снабжен фильтром на 20 МПа, а на его корпусе размещен датчик 15, фиксирующий утечку газа, со штуцером для подключения дренажного гибкого шланга 14, по которому газ в случае утечки выводится за пределы автомобиля.

Газобаллонная установка снабжена газовым трубопроводом (шлангом) 11 и газовым смесителем 12 типа проставки, закрепленной на карбюраторе В и предназначенной для приготовления газовоздушной смеси, подача которой осуществляется всасыванием двигателя А.

Бензиновая система питания при установке СПГ содержит традиционные элементы: карбюратор, бензиновый электромагнитный клапан 13, фильтр тонкой очистки О, бензонасос С, бензопровод Н и бензобак }.

Газовая система питания включает в себя электромагнитный газовый клапан (ЭМК) 4 на 20 МПа, фильтр, датчик 17, определяющий утечку газа, со штуцером для подключения гибкого дренажного шланга 16, датчик давления (количеет-

Рис. 32. Электронное устройство: 1 - корпус; 2 - переключатель вида топлива; 3 - светодиод сигнализации о появлении газа в дренажном гофрированном шланге багажного отделения; 4 - светодиод сигнализации о появлении газа в дренажном шланге редуктора высокого давления; 5 - светодиод сигнализации о появлении газа в дренажном шланге газового электромагнитного клапана; 6 - светодиод автоматического встроенного контроля исправности электронного устройства; 7 - электрические разъемы

ва) газа 19, показывающий на приборном щитке автомобиля К количество израсходованного газа в баллонах.

Штатный указатель 21, ? уровня бензина при работе на этом топливе показывает его количество в бензобаке, а при работе на газе - количество (давление) газа в баллонах.

Принципиальное отличие газобаллонной установки рассматриваемой конструкции связано с наличием электронного устройства 18, включающего в себя корректор угла опережения зажигания. Он позволяет мгновенно переходить с бензина на газ и подстраиваться под частоту вращения коленчатого вала. При низких оборотах коленчатого вала угол опережения зажигания для газа увеличивается, что повышает крутящий момент двигателя, при высоких - снижает.

Автоматическая электронная установка (рис. 32) - блок обработки сигналов, поступающих от датчиков импульсов, обеспечивает: звуковую и световую сигнализации в салоне водителя об утечке газа и о том, где именно произошла утечка - в багажном отделении, редукторе высокого давления или в электромагнитном газовом клапане;

сопряжение датчика давления газа в баллонах с указателем уровня бензина приборного щитка автомобиля; выключение электромагнитного газового клапана при остановке двигателя; блокировку запуска двигателя, если заправочный шланг АГНКС не отключен от заправочного устройства системы; переключение видов топлива; автоматический встроенный контрольный орган исправности электронного устройства.

При работе газобаллонной установки сжатый природный газ из баллонов 1 высокого давления через вентили 2 по магистральному трубопроводу 3 поступает в ЭМК 4 с фильтром. Здесь газ очищается от механических примесей и поступает в прогретый теплоносителем РВД 9, где давление газа понижается до 0,5 - 1,2 МПа. Далее вся работа газобаллонной установки идет по традиционной схеме, как и для сжиженного газа.

Хочется надеяться, что описываемая установка получит всеобщее признание и в недалеком будущем ею будет оснащена значительная часть нашего автопарка, что сбережет здоровье россиян и сохранит невредимой окружающую среду.

Click Here!
Get Sponsored by Russian Story

Сайт управляется системой uCoz