Click Here!
Get Sponsored by Russian Story

НА ГАЗОВОМ ФРОНТЕ - ПЕРЕМЕНЫ

Дачно-летний сезон и рост цен на бензин повышают интерес автомобилистов к более дешевому горючему – сжиженному газу.

На газовых заправочных станциях среди экономных владельцев "жигулей" и "газелей" все чаще попадаются и хозяева недешевых иномарок.

САГА-6

"Автосистема"

НЗГА

"Ловато"

Ныне десятки фирм предлагают свои услуги по монтажу и ремонту автомобильного газового оборудования. Набор отечественной и импортной (читай, итальянской) аппаратуры довольно разнообразен, но устойчивый интерес проявляется к трем-четырем. При выборе газобаллонной системы обычно руководствуются собственным опытом, советами знакомых, рекомендациями специалистов. Возможно, предлагаемая здесь информация также окажется полезной для тех, кто хочет сделать ставку на газ.
Анализ рынка (диаграмма 1) выявил такую картину. Большинство фирм устанавливают две-три системы, среди которых обязательно есть оборудование Новогрудского завода газовой аппаратуры (НЗГА, Белоруссия), именуемое в народе "новогрудкой", либо совместные изделия Пермского объединения ИНКАР и московской фирмы САГА (САГА-6) или, наконец, итальянской "Ловато" (Lovato Autogas). Позиции второго эшелона занимают газовые системы Рязанского завода (РЗАА), поотставших в последние годы титулованных итальянцев "Каргаз" (KARGAS, L. Renzo) и еще некоторых изготовителей.

Количество фирм (%) по результатам опроса 22 организаций в Москве, предлагающих установку газовой аппаратуры различных систем.

Все системы включают одинаковый набор комплектующих: газовый баллон с блоком заправочно-расходной арматуры, трубопровод и электромагнитный клапан подачи жидкого газа к двигателю, газовый редуктор-испаритель, который подает горючее уже в газообразном виде от редуктора к смесителю, установленному во впускном тракте двигателя. Добавим к этому электронные согласующие устройства для автомобилей с впрыском топлива и коммутаторы, переключающие питание двигателя с бензина на газ. Комплектующие от разных изготовителей заметно различаются качеством, что, естественно, отражается на цене оборудования.
В полном соответствии со своей стоимостью (она – наименьшая) находятся потребительские свойства газобаллонного оборудования НЗГА. Заботы новоиспеченным владельцам "новогрудки" может доставить редуктор – за многие годы завод так и не научил его надежно сохранять регулировки. Да и остальные агрегаты этой системы как бы замерли на отметке 15-летней давности. Упорная приверженность производителя давно освоенной конструкции сопровождается, как свидетельствуют потребители, медленным, но неуклонным снижением качества. Сегодня новогрудская система удерживает первенство в рейтинге популярности только благодаря низкой цене. Некоторые фирмы даже предлагают "тюнинг", имплантируя в "новогрудку" вместо родного редуктор "Ловато".
Заметно усилились позиции аппаратуры САГА-6, качество которой обеспечено в немалой степени авиационными стандартами изготовителя (ЗР, 1999, № 1). Опытные автомобилисты, приверженцы газа, отмечают стабильную работу редуктора, надежную герметичность соединений и ресурс системы – результат применения коррозионностойких сплавов и долговечных диафрагм. Имея опыт оснащения тысяч отечественных и импортных автомобилей, фирма вышла у нас в лидеры по универсальности – САГА-6 устанавливают (конечно, в различной комплектации) и на вазовские "копейки", и на инжекторные "тойоты". По стоимости САГА-6 занимает "золотую середину" между "новогрудкой" и импортной техникой.
Представляет технический интерес газобаллонное оборудование фирмы "Автосистема" (см. ЗР, 1999, № 4). Широкого распространения среди индивидуальных владельцев "Автосистема" не получила, может быть, потому, что ее разработчики ориентировались на заказчиков от автопредприятий, но эта аппаратура вполне пригодна и для любого автовладельца. Цены на нее, по нашим меркам, умеренные.


Средние цены (в рублях) на установку газового оборудования различных систем на автомобили ВАЗ, "Волга" и "Газель".

Весьма привлекательна до недавнего времени была газовая аппаратура итальянского производства. Сейчас (спасибо послекризисному курсу доллара) она стоит дорого. Дизайн и оформление у агрегатов известного "Ловато" "со товарищи" выглядят лучше, чем у российских аналогов, но по техническому уровню "итальянцы" кое в чем (например, в конструкции отдельных узлов редуктора) уступают "россиянам". Преимущество итальянских систем – в широком выборе газовых баллонов, смесителей и электронных устройств управления. Правда, последнее в наших условиях может вдруг обернуться и недостатком, учитывая недоступность и дороговизну запчастей к "заморской" автоэлектронике. Итальянское оборудование комплектуется смесителями разнообразных конструкций под инжекторные моторы. Сегодня импортеры этой аппаратуры рассчитывают на российских владельцев иномарок, для которых карбюраторные двигатели – позавчерашний день, а относительно высокая стоимость – не препятствие.
Теперь о ценах более конкретно. На диаграмме 2 представлены средние затраты (по Москве, за 1-й квартал 1999 года) на газобаллонное оборудование с установкой. Различие в ценах сказывается и на окупаемости оборудования с учетом экономии топлива. Так, у нашей газовой аппаратуры она достигается за 12–18 тыс. км пробега, а у итальянской – за 20–40 тыс. км. Так что оборудование из России и Белоруссии может окупиться еще до окончания гарантийного срока.
Итак, если вы установили на свой автомобиль газовую аппаратуру и вспоминаете об этом, только когда приходит время очередной заправки баллона, то ваш выбор был верным. К сожалению, бывает и по-другому. Особенно если у вас оборудование из первого поколения. Здесь заботы в первую очередь доставляет неустойчивый холостой ход. Это верный признак недостаточной точности дозирования газа. На режимах работы двигателя под нагрузкой такие системы также подают топливную смесь неоптимального состава. Именно это подпитывает давно сложившееся предубеждение, что мотор после перевода на газовое топливо заметно теряет в мощности. На самом деле, при отрегулированной топливоподаче ее потери составляют всего несколько процентов, что на динамике автомобиля ощутимо не сказывается.
Как же добиться наилучшего питания на всех режимах работы двигателя? В перспективе – установкой микропроцессорной системы управления подачей газа, а в нынешней реальности – совершенствованием газодинамической системы питания, включающей редуктор и смеситель. Они – в современном исполнении – как раз и отличаются от прежних точностью и стабильностью рабочих параметров. Конструкции смесителей совершенствуются. Особенно чувствительны к их работе инжекторные двигатели. В последние годы изготовители газового оборудования создали десятки конструкций этого узла и продолжают разрабатывать новые. Так что вскоре ими можно будет оснастить и любую иномарку.

Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ


Web-сервер "За рулем"
Материалы сервера могут быть использованы только с разрешения ОАО "За рулем"
© 1997-99 All rights reserved

 

Сайт управляется системой uCoz