Click Here!
Get Sponsored by Russian Story

”АВТОСИСТЕМА” СОВЕРШЕНСТВУЕТ СИСТЕМУ
В наши дни интерес к газовой топливной аппаратуре по вполне понятным соображениям растет – газ дешевле бензина. Сегодня – рассказ о газобаллонном оборудовании, выпускаемом фирмой ”Автосистема”.

Газовое оборудование ”Автосистема”: 1 – редуктор с дозатором и экономайзером для двигателей легковых автомобилей; 2 – редуктор для грузовиков; 3 – смеситель для двигателей грузовых автомобилей; 4 – пневмоконтактор; 5 – смеситель для двигателей ”волг” и ”газелей”; 6 – блок арматуры; 7 – газовый электроклапан с фильтром очистки сжиженного газа; 8 – электроклапан подачи бензина; 9 – заправочный штуцер.

Разработки ”Автосистемы”, созданной группой сотрудников НАМИ во главе с В. Лукшо, ориентированы на самый широкий круг потребителей – от владельца ”Оки” до транспортных предприятий – и сочетают простоту изготовления, надежность в работе и неприхотливость в обслуживании.

Газовое топливное оборудование начинается с редуктора – агрегата, по которому можно судить о техническом совершенстве системы в целом. То, что для всех типов автомобилей ”Автосистема” создала по существу один редуктор – высокий показатель унификации конструкции. Заметим, что уровень унификации напрямую влияет на потребительские характеристики – чем он выше, тем надежней и дешевле изделие.

Отдаленный предок нынешнего редуктора – хорошо известный прибор Новогрудского завода. На это указывает сохранившаяся автономная система холостого хода. В остальном же редуктор основательно модернизирован. Он стал компактным и удобным в обслуживании – его можно ремонтировать, не снимая с автомобиля. Из корпуса убрали разгрузочное устройство – теперь его роль выполняет пневмоконтактор, управляющий электромагнитным клапаном подачи газа. Диафрагма камеры второй ступени отформована из тонкой высококачественной полимерной пленки, что снизило жесткость детали и повысило точность регулирования давления на выходе, а значит, и стабильность подачи газа в двигатель. Сочетание автономной системы холостого хода с облегченной диафрагмой сделало редуктор малочувствительным к инерционным нагрузкам – при монтаже его можно не ориентировать по осям автомобиля. Это удобно и при оснащении иномарок с их плотной компоновкой моторного отсека. Редуктор не нужно периодически очищать от конденсата, распыляемого теперь потоком газа в топливный тракт двигателя. По отзывам автомобилистов, самоочистка редуктора не вызывает сбоев топливоподачи.

В дополнение к базовой комплектации на редуктор можно установить экономайзер, настройкой которого повышают динамические характеристики мотора на мощностных режимах. Настройку ведут вручную. Автоматическое управление – вакуумное и осуществляется подачей разрежения из впускного коллектора двигателя.

Разработчики снабдили свою систему полезной в наших условиях функцией – пуск двигателя на паровой фазе сжиженного газа. Дело в том, что после длительной стоянки в сильный мороз испарительная камера обычного редуктора неработоспособна и двигатель приходится пускать на бензине. Прямой же доступ к паровой фазе (это почти чистый пропан) из газового баллона не требует подогрева редуктора, поэтому пуск на газе осуществим и при температуре ниже 20 градусов. Естественно, появилась и кнопка управления подачей паровой фазы на блоке управления.

Сам же блок фирма предлагает в нескольких модификациях. Простейший вариант содержит три кнопки (”Бензин”, ”Газ”, ”Паровая фаза”) и рычажок ”октан-корректора”, который управляет углом опережения зажигания. Более совершенные версии снабжены цифровым индикатором, способным выполнять роль тахометра, термометра, указателя уровня газа в баллоне и т. д.

Следуя принципу не вмешиваться в работу штатных систем автомобиля, специалисты фирмы включают цепи управления газовым оборудованием не в ”разрыв”, а параллельно электроцепям автомобиля. На карбюраторных двигателях смеситель ставят либо между корпусом карбюратора и блоком дроссельных заслонок, либо газ подают непосредственно в смесительные камеры через штуцеры, ввернутые в стенки камер. Такие смесители практически не затеняют проходные каналы впускного тракта, а значит, не изменяют характеристик двигателя при работе на бензине. Это оказалось весьма полезным в условиях автотранспортных предприятий, где водители по-разному относятся к использованию и обслуживанию газовых систем. Одно уточнение: в инжекторных моторах все-таки приходится применять смесители, изменяющие проходное сечение воздушного тракта – здесь волей-неволей ”невмешательством” надо жертвовать.

Еще одна отличительная черта оборудования ”Автосистемы” – модульность. Набирая из стандартных блоков множество вариантов комплектации, легче удовлетворить запросы автомобилистов для каждой конкретной машины. Сегодня предлагается более трех десятков вариантов узлов и агрегатов – от газовых баллонов до электронных устройств. Но у такого подхода есть и оборотная сторона – растет число регулировок: два винта холостого хода на редукторе, по два ”мощностных” винта на экономайзере или дозаторе смесителя… Может быть, и многовато для среднего автолюбителя, привыкшего обходиться парой винтов на карбюраторе, да и увеличение числа диафрагм и электроконтактов не повышает надежности системы.

Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ


Web-сервер "За рулем"
Материалы сервера могут быть использованы только с разрешения ОАО "За рулем"
© 1997-98 All rights reserved

 

Сайт управляется системой uCoz